Сколько стоит стадион для спонсоров: от 'Арсенала' до 'Спартака'

Практика продаж заглавий спортивных сооружений (так именуемый «нейминг») в протяжении крайних десятилетий становится принципиальным элементом существования спортивных клубов в Северной Америке, Европе и странах Азии. Она применима как к уже функционирующим аренам, так и к еще строящимся объектам, что дозволяет заказчику еще до ввода объекта в эксплуатацию отчасти возместить нужные издержки. Итак, как это работает? Личная компания выкупает у хозяев стадиона права на заглавие на оговоренный в контракте срок, платит средства, получая на выходе коммерческое имя арены. Таковой уникальный формат рекламы практически круглый год находится в фокусе внимания зрителей, тиражируется в печатных СМИ и транслируется по ТВ.

Кто продал называние первым? Футбольные клубы Европы уступили пальму первенства заморским коллегам по южноамериканскому футболу и дебютную документально зафиксированную продажу наименования сделала команда НФЛ «Нью-Ингленд Пэтриотс» в 1971 году: стадион в Фоксборо был назван в честь пивного большого бренда Schaefer, заплатившего очень умеренные по нынешним меркам 150 тыщ баксов за 10 лет. В 21 веке стоимость вопросца выросла в несколько 10-ов раз, и в 2010 году команда продлила сотрудничество уже с производителем аксессуаров для бритья и по уходу за телом, Gillette, до 2031 года. Денежные условия сделки не разглашались, но «Пэтриотс» получают никак не меньше 12 миллионов в год, которые были прописаны в прошлом контракте.

Англия ВПЕРЕДИ ЕВРОПЫ ВСЕЙ

Представители Туманного Альбиона опережают представителей континентальной Европы не только лишь в умении за рекордные средства продавать права на показ матчей местного футбольного чемпионата, да и заключать выгодные сделки с наименованиями клубных арен. На этом поприще имеют возможность отличиться не только лишь гранды, да и клубы, не имеющие места в элите английского футбола: «Бертон Альбион», «Болтон», «Ковентри», «Борнмут», «Йорк Сити», «Бостон Юнайтед» и почти все остальные.

В 2013 году 34 спортивных объекта Соединенного Царства носило заглавие спонсора.

Самую успешную сделку подобного рода сделал работающий фаворит Великобритании - «Манчестер Сити». В 2011 году «горожане» сказали, что клубная арена в рамках длительного 10-летнего сотрудничества с авиакомпанией Etihad будет переименована в «Этихад Стэдиум». Стоимость договора - 400 миллионов фунтов стерлингов. На тот момент авиаперевозчик уже был титульным спонсором «Сити», а очередной приличный договор дозволил «горожанам», на тот момент одному из самых убыточных клубов премьер-лиги, соблюдать правила денежного fair play. Любознательный факт: «Этихад Стэдиум» не находится в принадлежности у клуба, что в Великобритании, в общем-то, уникальность. Клуб арендует арену у городского совета, в отличие, к примеру, от собственных соперников из «Манчестер Юнайтед», которым полностью принадлежат права на «Олд Траффорд».

Еще одна большая сделка британского клуба и ближневосточных спонсоров была заключена в 2004 году: ее участники - английский «Арсенал» и авиакомпания Emirates. Числа здесь куда скромнее: 15-летний договор стоил 100 миллионов фунтов стерлингов. Эта сумма содержит в себе и платежи за размещение рекламы Emirates на футболках игроков клуба в протяжении восьми лет (титульное спонсорство на игровой форме составляет приблизительно половину маркетингового договора). В ноябре 2012 года «канониры» объявили о продлении сотрудничество до 2028 года.

ГЕРМАНИЯ - НЕ ОТСТАВАТЬ ОТ Великобритании

Германия по количеству проданных заглавий занимает уверенную вторую позицию в Европе - 24 спортивных объекта.

Больше остальных от спонсоров получает самый титулованный клуб страны - мюнхенская «Бавария» (порядка 6 миллионов евро в год). Права на заглавие новейшего стадиона, открытого в 2006 году, имеет германская страховая компания Allianz, которая заполучила их сроком на… 30 лет. Не так давно мюнхенцы укрепили сотрудничество со спонсором, продав Allianz часть собственных акций. За пакет в размере 8,33 процентов будет выплачено 110 миллионов евро, что дозволит клубу на сто процентов избавиться от долговых обязанностей.

«Боруссия» продала заглавие собственного «Вестфаленстадион» в 2005 году денежной группе Signal Iduna на 15 лет. Срок договора по сегодняшним меркам очень скромен - 20 миллионов евро, но с учетом различных бонусов дозволяет дортмундцам зарабатывать более 4 миллионов евро в год. Любознательный факт: решение акционеров клуба о смене называния стадиона в свое время вызвало взрыв негодования фанатов клуба, и компромиссное решение было найдено только опосля переименования одной из близкорасположенных улиц в честь старенькой арены.

Остальные фавориты перечня - «Шальке» (5,5 миллиона евро), «Гамбург» (4,2 миллиона), «Хоффенхайм» (3,5 миллиона).

«АБУ ДАБИ САНТЬЯГО БЕРНАБЕУ»

На Пиренейском полуострове не только лишь игровой, да и денежный тон задают «Реал» и «Барселона». При всем этом оба гранда практически синхронно задумались о благоустройстве собственных домашних стадионов. Мадридский коллектив, по крайней инфы, не исключает способности строительства новейшего стадиона заместо реконструкции «Сантьяго Бернабеу». Сначало в планах президента «Королевского клуба» Флорентино Переса значилась перестройка арены, и начаться она обязана была начаться еще в летнюю пору, но по различным причинам дело не пошло. В случае выбора в пользу новейшего стадиона стройку займет три года. Стадион получит имя «Сантьяго Бернабеу - Абу-Даби» - спонсором планирует выступить нефтяная компания из ОАЭ, готовая покрыть значительную часть из многомиллионных издержек (в случае возведения новейшей арены, их сумма вырастет до 1,2 млрд евро).

Сначала года «Барселона» представила общественности собственный проект реконструкции «Ноу камп», в апреле поддержанный болельщиками. Планируется, что спортивный объект станет одним из наибольшим в мире: вместимость стадиона возрастет до 105 тыщ зрителей, а стоимость составит 420 миллионов евро. И здесь дело навряд ли обойдется без ближневосточного капитала: каталонцы хотят пересмотреть сотрудничество с титульным спонсором, Qatar Sports Investment. Практически наверняка речь зайдет также и о финансовом участии в реконструкции «Ноу Камп».

А ЧТО РОССИЯ?

1-ая в России настоящая сделка по неймингу арены была заключена в зимнюю пору 2014 года: «Спартак» продал имя собственного стадиона еще до ввода объекта в эксплуатацию и сейчас на нем светится маркетинговая вывеска «Открытие Арена».

Итак, 19 февраля было официально объявлено о том, что клуб и банк «Открытие» заключили соглашение, согласно которому красно-белые за 6 лет получат 1,28 млрд рублей. Эмблема банка с сезона-2013/14 возникла также на игровых футболках столичной команды: «Эта сделка очень принципиальна для клуба, в особенности в свете политики денежного fair play, которую с недавних пор твердо проводит УЕФА. В данной связи наличие собственного стадиона с прилегающей к нему инфраструктурой служит краеугольным камнем для воплощения идеи денежного аair play в жизнь», - отметил обладатель «Спартака» Леонид Федун.

Еще одна тривиальная причина реализации наименования - возмещение издержек на стройку объекта (стадион обошелся в 14,5 млрд рублей) и увеличение доходной составляющей клуба. Но правила ФИФА и УЕФА запрещают аренам носить спонсорское заглавие, потому планируется, что во время чемпионата мира 2018 года и еврокубков стадион будут называться «Спартак».

Иной пример из российской реальности - «ВТБ Арена», возводящаяся на месте стадиона «Динамо» в Петровском парке. Проект носит заглавие генерального спонсора бело-голубых, который в 2009 году выкупил 74 процента акций клуба.

В 2012 году в прессе возникла информация о том, что управление столичного «Локомотива» разглядывает возможность поменять заглавие собственного стадиона. Его предлагалось переименовать в «РЖД-Арену» (основной спонсор и обладатель железнодорожников - ОАО «РЖД»). Бурную дискуссию в среде красно-зеленых болельщиков закрыл лично президент компании Владимир Якунин: «Предложение базировалось на том, что введение одного бренда ОАО 'РЖД' распространяется на всю деятельность компании, и переименование стадиона было одним из направлений брендирования. Но большая часть болельщиков высказались против этого, потому мы отказались от на теоретическом уровне правильного хода и оставили старенькое заглавие. Так что вопросец с повестки дня снят».

Последующим футбольным клубом, готовым предоставить возможным спонсорам имя собственного стадиона, стал «Краснодар». Президент Сергей Галицкий в собственном микроблоге в социальной сети твиттер сказал, что строящийся стадион получит одноименное имя, ежели заглавие арены не захотит приобрести какая-либо посторонняя компания. Стройку стадиона «Краснодара» планируют завершить в октябре 2015 года.

Пока не имеет спонсорского наименования и стадион «Зенита», открытие которого запланировано на 2016 год. Посреди упоминавшихся вариантов коммерческого имени, почаще остальных в прессе звучал полностью ожидаемый - «Газпром Арена».

Иной пример из российской реальности, заставляющий задуматься о том, что иногда нейминг просто нужен: в октябре в рабочем поселке Хохольский Воронежской области завершено стройку физкультурно-оздоровительного комплекса под названием… «Хохол Арена». В рамках проекта были возведены игровой зал с трибунами на 110 зрителей, тренажерный зал, помещения для настольного тенниса и бильярда, футбольный стадион с скрытыми трибунами на тыщу мест. Полностью может быть, что найдется клиент и на этот объект.

СТРАНЫ БЫВШЕГО СССР

А вот в иной большой футбольной державе бывшего СССР, Украине, невзирая на состоявшийся в данной нам стране в 2012 году чемпионат Европы по футболу, пока не отмечено ни 1-го большого договора по неймингу стадионов. Пивной концерн Carlsberg, который рассматривался в качестве будущего покупателя прав на заглавие арены во Львове, в итоге отказался от идеи из-за того, что обладатели футбольного стадиона не смогли сформировать предполагаемую сетку проводимых на стадионе событий.

С иной стороны, есть прецедент нейминга стадионов в Азербайджане. Сначала прошедшего года компания Bakcell выкупила заглавие стадиона «8-й километр». На 11-тысячной арене, а именно, состоялся заключительный матч отборочного турнира ЧМ-2014, в каком сборная России сыграла вничью с Азербайджаном - 1:1 и гарантировала для себя прямую путевку в Бразилию.