Команда Формулы-1 'Кэтерхэм' на грани закрытия

В крайние дни команда «Кэтерхэм» смогла превзойти всех собственных конкурентов по Формуле-1. В общем зачёте бедовый малайзийский коллектив остаётся крайним, но это не препятствие для попадания в ленты новостей: создатель коллектива Тони Фернандес и новейшие арабо-швейцарские обладатели развязали войну пресс-релизов, убеждая мир в неправоте друг дружку. Меж тем на базе команды уже введено временное управление, и аудиторы даже не пускают вовнутрь служащих «Кэтерхэма» - видимо, чтоб ничего не дай бог не утащили.

До дедлайна отправки оборудования и машин на Гран-при США времени всё меньше, ситуация становится критической, тем паче что ни одна из сторон, похоже, не готова уступить и вытащить средства из кармашка. Поедет ли «Кэтерхэм» в Остин либо мы станем очевидцами начала конца, станет ясно совершенно скоро, а пока же напомним, какие конкретно решения Фернандеса довели коллектив до такового печального состояния. Вашему вниманию - лаконичный список поступков, которые не стоит совершать в Формуле-1.

НЕ ЗАБРАСЫВАЙТЕ ВСЕХ ШАПКАМИ

Что постоянно отличало «Кэтерхэм» и его или бывшего, или работающего обладателя - это безудержный оптимизм. Начиная со второго сезона команда стала делать громкие заявления насчёт собственных перспектив. Вот, например, цитата Майка Гаскойна эталона далёкого 2011 года: «Нам нужно нацеливаться на 'Торо Россо', 'Заубер', 'Форс Индия', а к концу сезона - 'Уильямс' и 'Рено'. Представляете? В таковых облаках фантазий 'зелёные' витали вплоть до ближайшего времени. Фернандес тоже или в 2012-м, или в том же 2011-м обещал набрать 30-40 очков - чтоб по сути не заработать ни 1-го даже к концу 2014-го.

'Кэтерхэм' ставил впереди себя завиральные задачки и нацеливал собственных служащих на то, чего же достигнуть было просто нереально. Основное, позже задним числом постоянно находились предпосылки: оказывается, в реальности-то команда понимала, что мотор 'Косуорт' не тянет, древняя база не даёт способностей для обычной работы, диффузор под эффект Коанда дорабатывать нет смысла, раз впереди смена регламента… Короче говоря, заместо обычной работы пускалась пыль в глаза.

НЕ ЗАКЛЮЧАЙТЕ 'Нескончаемых' КОНТРАКТОВ

Тони Фернандес чрезвычайно обожал верить в различные громкие имена и выписывать им приличные контракты, чтоб в итоге страдать. Самый хрестоматийный пример - Майк Гаскойн. Узнаваемый инженер, разумеется, издавна прошёл пик своей карьеры ('Тойота' с ним так не взлетела, 'Форс Индия' опосля ухода Майка рванула ввысь), но это не воспрепядствовало Фернандесу заключить с Майком как будто бессрочное соглашение. В итоге когда сначала 2012-го стало понятно, что свою работу Гаскойн снова завалил, то даже уволить его не вышло: пришлось перевести на какие-то побочные проекты, включая путешествия на катамаране по Атлантическому океану.

Пример Гаскойна - не единственный. По тому же пути пошёл его сменщик Майк Смит, неустойку пришлось платить Ярно Трулли, которого поначалу продлили опосля провального сезона-2011, а позже все равно заменили на Виталия Петрова. В общем, налицо необмысленная кадровая политика, когда регалии значили для Тони больше, чем настоящая полезность.

НЕ БЕРИТЕ РЕНТА-ДРАЙВЕРОВ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Вера в длительные перспективы 'Кэтерхэма' начала совсем пропадать перед сезоном-2013. Ежели ранее Фернандеса можно было хвалить за рвение держать у себя очень сильную пару пилотов (а Ковалайнен-Трулли и позже Ковалайнен-Петров - это реально круто для аутсайдера), то в 2013-м Тони ясно показал: платить за всё самому ему надоело. В команду были привлечены ван дер Гарде (голландские 'престижные' миллионы) и Пик (протеже 'Рено') - два абсолютных рента-драйвера. Выбор 2-ух валютных гонщиков - это билет в один конец, слезть с схожей 'рента-иглы' нелегко.

Правда, в 2014-м завлекли опытнейшего Камуи Кобаяси, но здесь сходу два вопросца: во-1-х, так до конца и непонятно, платил ли японец либо нет, а во-2-х, неясно, почему избрали конкретно его (это мы возвращаемся к вопросцу о кадровой политике). Напомним, ранее Кобаяси отчислили из 'Заубера', где он уверенно проиграл Пересу, который до топ-пилота сам пока не дотягивает.

НЕ РАСПЫЛЯЙТЕСЬ НА 100 ПРОЕКТОВ

Нехорошая черта Тони - неумение сосредоточиться на одной задачке. Заместо того чтоб заниматься только командой Формулы-1 малайзиец поочередно полез в GP2 и Мировую серию 'Рено', занялся поддержкой юных пилотов (ну либо выманиваем из их средств в обмен на работу с конюшней Ф-1), для чего-то организовал мотогоночный проект, бросился развивать дорожное подразделение Caterham Cars… Параллельно Фернандес опустился в заботы собственного футбольного клуба 'КПР', болтающегося меж Премьер-лигой и 'Чемпионшипом'. Не запамятовывайте, что никуда не делся основной бизнес Тони - авиакомпания Air Asia.

К слову, перестав писать оптимистичные твиты про автоспорт, Фернандес пока продолжает верить в футбол: мини-сообщения про веру в тренера, игроков, трансферную политику и т.д. по-прежнему на месте. В итоге всё вышло строго в согласовании с поговоркой про погоню за наиболее чем одним зайцем.

НЕ Кидайте КОМАНДУ Посреди СЕЗОНА

Конец эпопеи Фернандеса был мало предсказуем: когда стало понятно, что машинка 2014 года едет так же, как и смотрится, Тони совсем охладел к Формуле-1. При всем этом благородным поведение предпринимателя не назовёшь: по неофициальным данным, Фернандес просто прекратил финансирование команды в принципе, не дожидаясь, купит её кто-то в итоге либо нет.

Наиболее того, когда сделка по продаже всё-таки свершилась, то подчинённые Тони типо увели часть активов, которые должны были остаться у команды Ф-1, и заодно присвоили средства, заплаченные спонсорами Эрикссона за весь сезон. Понятно, что у новейших хозяев не могли не появиться вопросцы - и сегоднящая противная история завертелась. Жалко, что Тони воспринял 'Кэтерхэм' как надоевшую игрушку, которую можно взять и выбросить посреди сезона. В теории выжить команда ещё может, но верится в это всё меньше…