Футбольная Россия: время перемен

I - структура проф футбола

В 2018 году России в первый раз в собственной истории предстоит организовать и провести чемпионат мира по футболу. В протяжении месяца внимание болельщиков всех государств мира будет приковано к 12 стадионам, размещенным в 11 городках России, также к выступлению нашей сборной. На данный момент в обществе разворачивается широкая дискуссия по вопросцу подготовки сборной команды России к важнейшим матчам в ее истории.

Считаю нужным высказать свою позицию по ряду вопросцев, которые мне кажутся более важными для обсуждения. Какие цели должны быть поставлены перед сборной? Какие задачки нужно решить для заслуги этих целей? Благодаря каким ресурсам мы усилим свои позиции на мировой арене и обеспечим стабильное развитие футбола в России?
Футбол существует для болельщиков. К огорчению, о этом нередко запамятывают, и в российском обществе фактически не происходит обсуждения программ развития футбола. Лишь время от времени в СМИ специалисты дискуссируют отдельные темы.

Моя статья - приглашение всей нашей футбольной общественности, всех, кто неравнодушен к футболу, к системному разговору о том, как приблизить время побед российского футбола.
Современная футбольная Россия прошла три шага в собственном развитии опосля распада Русского Союза. Фундамент русской школы дозволил до 1996 года сборной России участвовать во всех больших глобальных форумах и занять 3е место в рейтинге ФИФА, в регионах страны возникли мощные клубы. Но кризисные явления в российской экономике и обществе сформировали целый набор заморочек и в футболе.

Сборная скатилась до 40го места в рейтинге ФИФА, а отъезд ведущих футболистов в забугорные клубы стал носить массовый нрав, что привело к тому, что уровень футбола начал падать.
Скорое восстановление России опосля экономического кризиса 1998 года содействовало возникновению новейших хозяев футбольных клубов сначала 2000х гг. Они смогли обеспечить достойные условия для футболистов, в состав команд вливались калоритные забугорные профессионалы. Новеньким шагом в истории российского
футбола стала победа ЦСКА в мае 2005 года в финале Кубка УЕФА. За ней последовала победа в этом турнире санкт-петербургского «Зенита», российская сборная вышла в полуфинал чемпионата Европы 2008 года.

Но наши футбольные успехи по-прежнему трудно именовать стабильными. Сборная России ни разу не преодолела барьер группового шага на чемпионатах мира. Ни разу флаг России не поднимался на футбольных соревнованиях Олимпийских игр. С 1995 года молодежная сборная России не участвует в чемпионатах мира. Подросло целое поколение людей нашей страны, которое никогда не лицезрело важных фурроров нашей футбольной сборной. На клубном уровне представители России не входят в число главных претендентов на победу в Лиге чемпионов и Лиге Европы.
Иной вызов развитию нашего футбола связан с позицией УЕФА по денежной фейр-плей. В современном клубном футболе сейчас недостаточно быть посильнее в определенном матче, принципиально наличие денежной стабильности клубов. УЕФА начинает все жестче наказывать клубы, расходы которых больше, чем доходы. С одной стороны, рвение чиновников внести стабильность в финансовую деятельность клубов обоснованно и его необходимо лишь приветствовать. Но готова ли Россия достойно выступать, предъявляя такие же требования к бюджетам клубов, как европейские футбольные бизнес-империи?

Российский футбол должен отвечать потребностям нашего общества. Мы все желаем испытывать гордость за выступление наших команд на интернациональной арене, смотреть за возникновением новейших ярчайших юных футболистов, созидать бескомпромиссную борьбу в каждом матче государственного чемпионата. Наши футбольные болельщики сначала ждут положительных конфигураций в системе российского футбола. Ждут этого даже больше, чем побед в определенных матчах. Инициативы и поддержка наших болельщиков должны быть и будут движком роста нашего футбола. Не считая того, принципиально усилить роль проф футбольного общества. Ежели будем рассчитывать лишь на решения футбольных чиновников и ограниченный круг хозяев клубов, то мы заранее проиграем. Нужно создание новейшей платформы в российском футболе, которая дозволит учесть и выражать мировоззрение нашим болельщикам, реализовывать издавна назревшие реформы. Считаю целесообразным для этого сделать публичные советы при РФС и премьер-лиге. Это будут консультативные органы, рассматривающие стратегические документы и озвучивающие позицию представителей различных слоев общества, болельщиков. Мировоззрение публичного совета обязано учитываться при принятии решений как на уровне РФС, так и на уровне проф лиг.
Это дозволит идти вперед, минуя две крайности, которые часто озвучиваются в футбольном мире: одни дают революции, остальные противятся хоть каким переменам и с ревностью охраняют свои должности, статус и контракты.

На мой взор, в России сделаны все предпосылки для развития футбола - на новейшей платформе и с новеньким качеством.

Я отношусь к той группе людей, которая полностью уверена, что Россия не та страна, которая отступает перед какими-либо вызовами, она постоянно одолевает, в том числе и в спорте.

Желаю представить на обсуждение общественности свои определенные предложения. Над созданием данной программной статьи вкупе с нами работали специалисты интернациональной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers и юридической компании CMS.

СТРУКТУРА Проф ФУТБОЛА В РОССИИ

О развитии футбола мы судим по трем показателям: это игра государственной сборной, выступления клубов в соревнованиях УЕФА и уровень государственного чемпионата. Конкретно уровень внутреннего чемпионата является фундаментом побед клубов и сборной в интернациональных соревнованиях. В сезоне-2014/15 в России в 3-х высших лигах выступает 108 проф футбольных клубов: 16 в премьер-лиге, 18 в первой лиге и 74 во 2-ой лиге (с учетом крымских клубов). Например, в Германии из 26 000 футбольных клубов статус проф имеют только 56, а в Голландии всего 35. Естественно, количественные характеристики важны, но наиболее актуальны сейчас характеристики свойства.

Проблему выбора меж количеством и качеством Россия прошла в таковых секторах, как наука, авиастроение, и почти всех остальных. Правительство приняло решение, что в этих отраслях нужно сосредоточить все ресурсы для высококачественного шага вперед не держаться за сохранение огромного количества неэффективных субъектов. И в футболе нам нужно сконцентрироваться на развитии 2-ух высших проф лиг (премьер-лиги и первой лиги) и системно проработать требования к их участникам.

Динамика развития проф клубов связана впрямую и с вопросцем финансирования. Российские клубы финансируются в большей степени из региональных бюджетов и в случае его недочета или прекращают свое существование, или перебегают в турниры рангом ниже. Каждое такое решение - это драма для сотен тыщ болельщиков из Волгограда, Владикавказа, Белгорода, Кемерова, Нальчика… Требования УЕФА демонстрируют, что модель экономного финансирования клубов, не подкрепленная коммерческими доходами, не жизнеспособна уже в наиблежайшей перспективе. Нам необходимо системно перестроить эту модель.

Мы нередко слышим упреки в том, что футбол в регионах России находится на низком уровне. Я считаю, что широкая география нашей страны не может не обязана являться препятствием для развития возлюбленного миллионами людей вида спорта. Нужно сделать все условия для того, чтоб Урал, Сибирь и Далекий Восток наиболее активно вовлекались в систему проф футбола. Грамотная организация чемпионата страны поможет это сделать.

С учетом вышесказанного нам необходимо расширить премьер-лигу до 18 клубов, а в первой лиге сделать три дивизиона («Запад», «Центр» и "Восток") по 12 клубов в каждом. В базе разделения дивизионов будет лежать географический принцип с целью сокращения транспортных издержек клубов (например, перелет на один матч команде на данный момент может обходиться до 3 млн. руб.). Расширение состава первой лиги до 36 участников дозволит прирастить способности региональных клубов сделать шаг в премьер-лигу. Таковым образом, проф лигами будут премьер-лига и 1-ая лига, а 2-ая лига становится полупрофессиональной.

Лучше организовать доброкачественную работу 54 проф клубов, чем пробовать обеспечить выживание наиболее 100. Вопросец свойства клубов важнее их количества. При всем этом я считаю, что никто не в праве заставлять клубы поменять собственный статус с проф на любительский. Обладатели проф клубов 2-ой лиги обязаны иметь возможность без помощи других определять необходимость сохранения проф статуса клуба либо конфигурации его на любительский, а клубы 2-ой лиги должны сохранять право на контракты со своими проф футболистами на весь срок их деяния.

Для сокращения транспортных расходов клубов 2-ой лиги необходимо прирастить количество дивизионов в ней до 6 (к примеру, Запад-1, Запад-2, Центр-1, Центр-2, Восток-1, Восток-2), в каждом дивизионе по 12 клубов.

Формат проведения соревнований в первой и 2-ой лигах должен быть единым. На первом шаге 12 команд в каждом дивизионе играют 2 круга, т.е. всего 22 матча. На втором шаге, согласно положению команд в турнирной таблице опосля первого шага, клубы разделяются на 2 группы по 6 команд, где каждый клуб играет еще 10 матчей (дома и в гостях) с клубами собственной группы. Таковым образом, в первой и 2-ой лигах каждый клуб проводит за сезон 32 матча.

Непременно, должен сохраниться спортивный принцип обмена клубов меж лигами. Команды, занявшие крайние места в дивизионах первой лиги, на последующий год будут выступать во 2-ой. 6 фаворитов дивизионов 2-ой лиги разыграют меж собой 3 путевки в первую лигу в серии двухраундовых противоборств (по географическому принципу: фаворит дивизиона Запад-1 играет с победителем Запад-2, Центр-1 с Центр-2, Восток-1 с Восток-2).

Деление клубов первой и 2-ой лиг на дивизионы будет проводиться перед началом каждого сезона по территориальному принципу с целью оптимизации транспортных издержек клубов.
Расширение состава премьер-лиги до 18 клубов дозволит прирастить количество игр за сезон нашим ведущим клубам. На нынешний день, 18-20 команд в высшем дивизионе - это эталон для сильнейших европейских чемпионатов. По итогам сезона три клуба, занявшие 16е, 17е и 18е места, выбывают из премьер-лиги, на их место приходят три клуба, занявшие 1-ые места в дивизионах «Запад», «Центр» и "Восток" первой лиги.

В текущее время организацией соревнований в премьер-лиге и первой лиге занимаются независящие друг от друга структуры, но я убежден, что данную деятельность нужно консолидировать в рамках единой футбольной структуры - Российской футбольной лиги (РФЛ). Пример такового управления существует в Германии, где одна организация (Германская футбольная лига) проводит соревнования в бундеслиге и бундеслиге-2. То же самое можно огласить и про Голландию, где организацией соревнований в 2-ух сильнейших футбольных дивизионах страны занимается федерация футбола Нидерландов.

Все лиги, начиная со 2-ой, будут находиться под управлением РФС либо уполномоченной организации.

II - финансирование футбольного хозяйства и развитие детско-юношеского футбола

СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ

В текущее время наиболее 80% футбольных клубов премьер-лиги финансируются государством впрямую либо через госкомпании.

Таковым образом, проф футбольный клуб в России часто вполне зависит от решения управления региона о продолжении финансирования. За крайние годы множество клубов были обязаны прекратить свое роль в высших футбольных турнирах России из-за ухода их основного спонсора, хотя спортивные свойства дозволяли им продолжить конкурентнсть на высочайшем уровне.

Неувязкой является не сам факт финансирования клубов со стороны страны (в текущих критериях без муниципального финансирования проф футбол в России не мог бы существовать), а тот факт, что выделяемые государством средства идут в основном на финансирование заработных плат и трансферов иностранных футболистов. Нужно, чтоб муниципальные средства направлялись на развитие футбола, сначала детско-юношеского, также любительского и массового, стройку новейших стадионов, полей, футбольных академий. Государственное финансирование обязано быть мотивированным и находиться под серьезным контролем. При всем этом стройку объектов инфраструктуры может и обязано финансироваться с привлечением личных инвестиций в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Для того чтоб роль в схожих проектах было привлекательно для инвесторов, нужно обеспечить прозрачность критерий (к примеру, утвердить типовые проекты стадионов и их сметы) и предугадать определенные денежные стимулы (инвестору быть может предоставлена возможность развивать прилегающие к стадиону местности, также определенные налоговые льготы). Целенаправлено к реализации проектов ГЧП завлекать банки развития, финансирующие инфраструктурные проекты.
Таковым образом, правительство может сделать условия и способности для клубов прирастить их собственные доходы. Лишь так можно выбраться из нескончаемой зависимости российского футбола от муниципального финансирования.

Современная футбольная власть в лице УЕФА также пробует провоцировать клубы вести свою эффективную коммерческую деятельность. В 2011 году были утверждены правила денежного «фейр-плей», согласно которым клуб, до того как растрачивать средства, должен их заработать, а не безвозмездно получить от спонсора. В текущее время российские клубы не соответствуют правилам денежного «фейр-плей», и им нужно серьезнейшим образом пересмотреть подход к своей экономике, потому что в скором времени они могут получить запрет на роль в клубных европейских турнирах.

Согласно отчету интернациональной аудиторской компании Deloitte по итогам сезона-2012/13, средняя выручка российских клубов за игровые дни составляла 3% от всех доходов, что в пару раз меньше выручки за игровые дни в таковых странах, как Великобритания, Германия, Италия, Испания и Франция (в среднем около 10%). Та же ситуация с выручкой от реализации медиаправ: 9% в России против 40% в топ-чемпионатах Европы. Для соответствия российского футбола правилам денежной фейр-плей структура бюджетов российских клубов обязана приблизиться к европейским фаворитам.

Основными целями конфигураций в финансировании клубного футбола России должны стать:

Повышение толики доходов от реализации медиаправ с 9% до 40%. По оценкам независящих профессионалов, Россия не заходит в первую 10-ку европейских чемпионатов по стоимости телеправ, наиболее того, стоимость телевизионных прав российской премьер-лиги в 10-ки раз меньше европейских чемпионатов. При всем этом, по данным интернационального агентства ZenithOptimedia, маркетинговый рынок России сравним по размеру с итальянским, испанским и французским и составляет около 15 миллиардов. баксов.

Не считая того, согласно результатам исследования J'son & Partners Consulting размер российского рынка платного телевидения, который является одним из определяющих причин при оценке стоимости телеправ, возрос в 2013 году и составил 57,1 миллиардов. руб., а в 2014 году продолжает расти.

По стоимости игроков российский чемпионат может сравниться с топ-5 чемпионатов Европы, ну и по рейтингу УЕФА мы отстаем некординально. Все эти причины взаимосвязаны, потому потенциал роста стоимости телеправ есть. Принципиально сделать из телепоказа российских лиг высококачественный продукт, увлекательный миллионам российских и забугорных болельщиков.

Повышение толики доходов от игровых дней с 3% до как минимум 10%. В текущее время выручка от игровых дней в клубах РФПЛ по доле в бюджете в 5 раз меньше, чем в чемпионатах Великобритании, Италии либо Испании. Лига обязана выпускать советы по ведению коммерческой деятельности на клубных аренах в день матчей и вольные от игр дни. Такие же советы должны коснуться билетной программы и реализации атрибутики.

За счет роста собственных доходов клубов от реализации медиаправ и игровых дней произойдет понижение толики спонсорских средств в бюджетах с 88% до 50%, при этом крупная их часть обязана быть обоснована рыночными контрактами, а не благотворительной поддержкой. Нужно построение открытых и доверительных отношений меж всеми субъектами футбола. Считаю нужным введение открытой ежегодной отчетности клубов через 2-3 года. Непременно, также обязано происходить развитие своей коммерческой деятельности лиги, включая разработку спонсорских пакетов, повышение доходов от использования бренда лиги.

Доходы от реализации медиаправ могут быть больше при правильном подходе к схеме их реализации и в дальнейшем должны играться наиболее важную роль в финансировании клубов. Но в наиблежайшей перспективе важнее сфокусироваться на увеличении телевизионной аудитории футбольных матчей и популяризации футбола. Согласно крайним исследованиям телеаудитории, проведенным компанией TNS, футбол в России больше не является самым популярным видом спорта, невзирая на то что в него играют миллионы россиян. За 2014 год в рейтингах телетрансляций футбол скатился с первого места до третьего, пропустив вперед фигурное катание и хоккей с шайбой.

Нужно сохранить трансляции неких футбольных матчей на эфирных каналах - предоставить эксклюзивные права на обзор наилучших моментов матчей по итогам игрового дня. При всем этом повысить доступность и удобство просмотра на кабельном и спутниковом телевидении: сделать несколько пакетов для неэфирных каналов с возможностью прямых трансляций матчей и их повторов. Добавить возможность трансляции повторов игр местной команды на региональном телевидении. Непременно, нужно наиболее активно употреблять способности новейших медиаканалов (в т.ч. через технологию прямой доставки контента: внедрение мобильного ТВ и Веба). Расширение аудитории и рост энтузиазма к футболу потом создадут фаворитные способности для роста доходов от реализации телевизионных прав.

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ФУТБОЛ

В ближайшее время ведется больше дискуссий о том, что в России наблюдается нехватка профессиональных футболистов, деградирует детско-юношеский футбол. По данным отчета интернационального центра спортивных исследований CIES, лишь 11% собственных воспитанников продолжают играться в клубах России, их подготовивших, тогда как в Испании этот показатель равен 21%, а в Голландии - 20%. Наикрупнейшие российские футбольные клубы не завлекают в состав выпускников собственных академий. Причина в качестве проводимой подготовки. При всем этом количество футбольных школ и малышей, занимающихся в их, серьезно превосходит характеристики остальных видов спорта. Футбол по-прежнему популярен посреди малышей, и почти все выбирают конкретно его для собственного спортивного развития.

Введение денежной фейр-плей вынудит клубы понизить трансферные расходы и больше внимания уделить воспитанию собственных игроков в системе клуба. При всем этом лига тоже обязана активно участвовать в развитии детско-юношеского и молодежного футбола.

С учетом удачного опыта футбольных реформ Германии и Голландии, где крупная роль отводилась конкретно систематизации школьной программы футбола, я предлагаю ввести твердые лицензионные требования к клубным академиям и школам, проводить их постоянный аудит. На основании собранной статистики необходимо ввести рейтинговую систему для школ, чтоб планомерно увеличивать их качество образования.

Стоит направить внимание на подготовку и лицензирование тренеров, работающих в детско-юношеских школах. По данным аудиторской компании PwC, из всех детских тренеров в стране только 35% прошли подготовку и имеют мало нужную лицензию.

Опыт интернациональных матчей у футболистов должен скапливаться с 12-13 лет. Для того чтоб посодействовать нашим ДЮСШ и футбольным академиям участвовать в интернациональных соревнованиях, при РФС нужно открыть Центр интернационального развития детско-юношеского футбола, который будет на неизменной базе собирать всю информацию о проходящих в России и Европе детско-юношеских и молодежных турнирах. Часто футбольные школы не имеют доступа к такового рода инфы, и центр будет помогать определиться с ролью в схожих соревнованиях. В случае ежели школе будет нужно финансовая помощь для роли в международном турнире, центр сумеет оказать ее при предоставлении нужного обоснования.

Кроме имеющихся школ, нужно поддерживать открытие новейших личных школ в России: предоставлять инвесторам футбольных академий денежные льготы со стороны страны. Лига, в свою очередь, может оказывать консультационную и методическую поддержку: к примеру, создать советы по обычной структуре футбольной школы.

В России следует открыть новейшие учебные программы для детских тренеров и актуализировать методические материалы, также употреблять опыт, скопленный русской школой подготовки проф спортсменов, в том числе наикрупнейшей спортивной академии страны - РГУФК.

Мы нередко обсуждаем пути развития детско-юношеского футбола. Настало время действовать. Одним из определенных решений в наиблежайшей повестке РФС должен быть пункт о неотклонимых отчислениях проф клубов на развитие детско-юношеских академий. Раз в год из призовых, приобретенных клубами от роли в государственном чемпионате, 10% в неотклонимом порядке обязано быть ориентировано на развитие собственных академий.

III - развитие проф футбола (болельщики, сохранность на стадионах, легионеры)

СЕРВИС И Сохранность

К огорчению, сейчас уровень энтузиазма болельщиков к российскому футболу падает. О этом свидетельствует ежегодное понижение посещаемости игр чемпионата России. Рекордный показатель пришелся на 2007 год - чуток больше 13 000 человек за игру, а в сезоне-2013/14 эта цифра не дотянула даже до 12 000 человек. Это очень маленький показатель, для сопоставления даже 2-ая лига Великобритании собирает в среднем порядка 17 500 человек, а 2-ая бундеслига практически 16 000. В первой российской лиге средняя посещаемость составляет 2930 человек.

Наши преданные болельщики российского футбола издавна заслуживают самого внимательного и хорошего дела со стороны клубов, лиг и федерации. К огорчению, на нынешний день качество сервиса, предоставляемого российскими футбольными клубами на трибунах стадионов, оставляет желать лучшего. Не постоянно выходит решить вопросцы сохранности, а это впрямую влияет на посещение футбола целыми семьями и родителями с детками.

По данным МВД, с 20 января 2014 года в 23 субъектах составлено 416 административных актов о правонарушениях на футболе.

Убежден, что с ростом удобства на трибунах возрастет и посещаемость, улучшится поддержка команд, что непременно скажется на качестве игры российских футболистов в топовую сторону. Игроки должны ощущать «дыхание зрителя».

Глобальная практика проведения больших интернациональных соревнований внушительно доказала, что наличие единой системы доступа на спортивные объекты является полностью оправданной и нужной мерой сохранности. Анализ удачной реализации введения паспорта болельщика Олимпиады в Сочи 2014 года приводит к выводу, что таковой документ нужно ввести и в нашем футболе. Нам нужна единая карта футбольного болельщика, без которой нельзя было бы приобрести билеты на футбол.

Уверен, для добросовестного зрителя не составит никакого труда заполнить анкету на получение единой карты, указав свои паспортные данные. Для тех болельщиков, кто будет нарушать порядок на стадионе, обязана быть введена административная ответственность. За проявления расизма и национализма на трибунах стадионов обязана наступать уголовная ответственность. В зависимости от тяжести нарушения болельщик быть может дисквалифицирован вплоть до полного запрета посещения футбольных матчей. Я убежден, что за непристойное поведение должны наказываться не только лишь игроки красноватыми и желтоватыми карточками, да и зрители.

Кроме неотклонимого присутствия стюардов на стадионах для обеспечения сохранности, нужно организовать и деятельность службы волонтеров для сотворения очень удобных критерий для зрителей. Опыт проведения таковых больших мероприятий, как Универсиада в Казани 2013 года и Олимпиада в Сочи, проявили, что высококачественная работа волонтеров дозволяет снять завышенную нагрузку с сервисных служб спортивных сооружений, благоприятно влияет на настроение публики и помогает свести к минимуму негативные эмоции, проявления злости. Принципиально сделать это неизменным пт регламента проведения футбольных соревнований в России.

Нужно достигнуть общего эталона свойства предоставляемых услуг со стороны футбольных клубов и стадионов. Непременно, каждый клуб по-своему уникален, со своим подходом к ведению бизнеса, но главные требования к сервису должны быть едины для всех проф клубов страны.

Требования к составу команд

Хоть какой тренер произнесет, что при работе с командой он не глядит на паспорт игрока и оценивает перспективы футболиста по мастерству, а не по национальности. Изучая опыт ведущих европейских государств, я пришел к выводу, что неувязка российских клубов не в количестве легионеров, а быстрее в качестве.

Британская премьер-лига не имеет лимита на легионеров, кроме 1-го правила. Футболист не из числа государств Евросоюза должен сыграть более 75% матчей за свою сборную за крайние 2 года. При этом сборная обязана заходить в топ-70 рейтинга ФИФА.

Уверен, нам стоит активно перенимать опыт наших европейских коллег не отрешаться от игроков высочайшего класса из остальных государств. Потому нужно пристально смотреть за качеством приезжающих футболистов.

Убежден, что при наличии в команде иностранцев высочайшего класса местные игроки растут еще скорее, так как пробуют составить конкурентнсть сложившимся мастерам из различных государств. Пример Германии внушительно обосновывает, что добиваться фурроров на уровне клубов и сборной команды можно без искусственных преград в виде лимита на легионеров.

Я считаю, что лимита на легионеров в премьер-лиге быть не обязано, а в первой лиге необходимо дозволить клубам употреблять на поле сразу менее 3 игроков-легионеров.

Не будет излишним разглядеть вопросец натурализации тех игроков, которые соответствуют уровню государственной сборной.